Пятница
03.05.2024
08:58
Приветствую Вас Гость
RSS
 
*
Главная Регистрация Вход
На барках по Сереже и Кунье »
ОСНОВНОЕ МЕНЮ

События и люди

Культура

ОБО ВСЕМ

СПРАВКА
  • ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ
  • БИБЛИОТЕКА
  • МУЗЕЙ
  • АДМИНИСТРАЦИЯ
  • ДНТ
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  • Друзья сайта
  • ВК Холм на фотографиях
  • ВК Холм. История в лицах
  • ВК ДЕРЕВНИ ХОЛМСКОГО
  • ВК Вчера, Сегодня, Завтра
  • ВК ФОТОАЛЬБОМЫ
  • ВК Битва за Холм
  • ВК Холмский уезд
  • ВК ХОЛМ ОНЛАЙН
  • ВК ВИДЕОХОЛМ
  • ЖЖ Глобус
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Форма входа


    ИЗ КНИГИ Ю. Г. ПОПОВА
    «ПЛОСКОШЬ, БОНЧАРОВО, КНЯЖЬИ СЕЛА …»

    (Путешествия краеведа по населенным пунктам Плоскошского сельского административного округа Тверской области.)


    На барках по Сереже и Кунье

    Ушел в прошлое пестрый, противоречивый, многомерный мир. И не все сохраняет человеческая память, а только основное, что стало перекрестием судеб во времени и пространстве. Наталья Константиновна Аграчева родилась 20 сентября 1906 года в деревне Сапино Зуевской волости, входившей тогда в Холмский уезд. Когда мы с ней беседовали, календарь лег на 20 ноября 2001 года и шел собеседнице 96-ой год. Парализованная, неходячая, одна в узенькой больничной палате она говорила несколько замедленно и как бы про себя и для себя.

    - Помню, в Сапино было 25 дворов. Кунья – река недалеко протекала. До Сережи подалече будет. Мужики ладили легкие речные лодки. У нас их называли барками. Как строили? Лес готовили, козлы устанавливали, а к реке по бревнам перекатывали. Продавали на месте, но иной раз гнали до Холма. И на Сереже барки пригодились. В половодье на них сплавлялись аж от Волока. На барках возили все хозяйские вещи: скот, продукты, зерно, а то и сено. У нас, к примеру, было две лошади, 5 коров, 3 свиньи, овцы, да и пашни с покосами прилично. Для семьи в девять человек всего хватало. Излишки тут же на барку и на рынок в Холм.

    Школа? Церковь? Это все отстроили в Зуеве. Меня обучала Мария Павловна Успенская. Священника звали Алексей Аполицкий, дьяка Владимир Жемчужин. И еще один учитель был – Нил Петрович Успенский. На Ильин день, Успение, Николу – обязательно крестный ход из Зуева до Плужениц. А между ними часовня была деревянная. Укрывала родник со святой водой. Сына Леонида крестили уже при священнике Покровском. Зима, в церкви холодно. Матушка подогрела воду, чтоб мальца не застудить. Она же и крестной нам стала . . .

    Муж. Жора, Георгий, Георгий Васильевич Мухин. Из волостного села Троиае – Хлавицы. Активист, комсомолец, в газеты писал, любил религиозный вопрос. Женщины тогда Бога защищали. Мужики – наоборот осуждали, хотя все поголовно были крещеными. В деревне Царево старик Аким Максимов в запальничестве крикнул на собрании, чтоб схоронили его в любом месте, а не на церковной земле. Георгий плакаты Ленина привозил, газету «Бедняк» и нашу «Псковский пахарь» . . .

    Георгий и в партию рано вступил. В Волок переехали. Там коммуну сельскохозяйственную устроили, и он с 1927 года там в бригадирах ходил. Возглавлял коммуну Мельников. Вот он и послал меня лен мять. Простудилась. Семь лет потом туберкулез мучил. У Георгия было образование четыре класса. Шел по служебной лестнице. Он много лет в Холму в райисполкоме работал, потом перевели его в Ново-Карельский район, оттуда в Торопец, а окончательно осели здесь в Плоскоши. . .

    Из всех городов Холм нравился. Чистый городок, да и Сапино недалеко. Родственники нас навещали. Церкви еще стояли, какие-то осиротевшие и попов не было видно. Зато появились милиционеры. Почему-то вспоминаются они в белых гимнастерках и на лошадях. И каждый день все какие-то совещания, собрания. Из колхозов народ наезжал. И все идут к мужу. Георгий Васильевич тогда на самом верху был. В райисполкоме. . . Мне понравились эти краткие воспоминания старой жительницы Плоскоши, в которых она рассказала больше о людях, а не о самой себе. Яркость изображения прошлого от этого только выиграла.