ИЗ КНИГИ Ю. Г. ПОПОВА
«ПЛОСКОШЬ, БОНЧАРОВО, КНЯЖЬИ СЕЛА …»
(Путешествия краеведа по населенным пунктам Плоскошского сельского административного округа Тверской области.)
На барках по Сереже и Кунье
Ушел в прошлое пестрый, противоречивый, многомерный мир. И не все сохраняет человеческая память, а только
основное, что стало перекрестием судеб во времени и пространстве. Наталья Константиновна Аграчева родилась 20
сентября 1906 года в деревне Сапино Зуевской волости, входившей тогда в Холмский уезд. Когда мы с ней беседовали,
календарь лег на 20 ноября 2001 года и шел собеседнице 96-ой год. Парализованная, неходячая, одна в узенькой
больничной палате она говорила несколько замедленно и как бы про себя и для себя.
- Помню, в Сапино было 25 дворов. Кунья – река недалеко протекала. До Сережи подалече будет. Мужики
ладили легкие речные лодки. У нас их называли барками. Как строили? Лес готовили, козлы устанавливали, а к реке по
бревнам перекатывали. Продавали на месте, но иной раз гнали до Холма. И на Сереже барки пригодились. В половодье на
них сплавлялись аж от Волока. На барках возили все хозяйские вещи: скот, продукты, зерно, а то и сено. У нас, к примеру,
было две лошади, 5 коров, 3 свиньи, овцы, да и пашни с покосами прилично. Для семьи в девять человек всего хватало.
Излишки тут же на барку и на рынок в Холм.
Школа? Церковь? Это все отстроили в Зуеве. Меня обучала Мария Павловна Успенская. Священника звали
Алексей Аполицкий, дьяка Владимир Жемчужин. И еще один учитель был – Нил Петрович Успенский. На Ильин день,
Успение, Николу – обязательно крестный ход из Зуева до Плужениц. А между ними часовня была деревянная. Укрывала
родник со святой водой. Сына Леонида крестили уже при священнике Покровском. Зима, в церкви холодно. Матушка
подогрела воду, чтоб мальца не застудить. Она же и крестной нам стала . . .
Муж. Жора, Георгий, Георгий Васильевич Мухин. Из волостного села Троиае – Хлавицы. Активист,
комсомолец, в газеты писал, любил религиозный вопрос. Женщины тогда Бога защищали. Мужики – наоборот осуждали,
хотя все поголовно были крещеными. В деревне Царево старик Аким Максимов в запальничестве крикнул на собрании,
чтоб схоронили его в любом месте, а не на церковной земле. Георгий плакаты Ленина привозил, газету «Бедняк» и нашу
«Псковский пахарь» . . .
Георгий и в партию рано вступил. В Волок переехали. Там коммуну сельскохозяйственную устроили, и он с
1927 года там в бригадирах ходил. Возглавлял коммуну Мельников. Вот он и послал меня лен мять. Простудилась. Семь
лет потом туберкулез мучил. У Георгия было образование четыре класса. Шел по служебной лестнице. Он много лет в
Холму в райисполкоме работал, потом перевели его в Ново-Карельский район, оттуда в Торопец, а окончательно осели
здесь в Плоскоши. . .
Из всех городов Холм нравился. Чистый городок, да и Сапино недалеко. Родственники нас навещали.
Церкви еще стояли, какие-то осиротевшие и попов не было видно. Зато появились милиционеры. Почему-то
вспоминаются они в белых гимнастерках и на лошадях. И каждый день все какие-то совещания, собрания. Из колхозов
народ наезжал. И все идут к мужу. Георгий Васильевич тогда на самом верху был. В райисполкоме. . .
Мне понравились эти краткие воспоминания старой жительницы Плоскоши, в которых она рассказала
больше о людях, а не о самой себе. Яркость изображения прошлого от этого только выиграла.